02.10.2020
Перевод статьи «Нарушая правила» аниматора Тима Раддера, сейчас работающего над новым «Космическим джемом» и «На связи». Данный текст вышел после премьеры третьей части «Монстров на каникулах», в создании которой Раддер также принимал участие.
Оригинал: http://www.timrudder.com/animationmentor/breaking-the-rules/
Когда я только изучал анимацию, 12 принципов, определенные аниматорами Диснея, были для меня золотым стандартом. Я часто видел, как студенты и менторы обращались к правилам из книги «Иллюзия жизни», так будто они были чем-то очевидным, казалось, если анимация идет вразрез с тем, что написано в этой книге, то с ней что-то не так.
Да, то, что написано в «Иллюзии жизни», безусловно, является основой анимации, однако все это написано с точки зрения одного стиля. Соблюдение этих правил — не путь к сильной анимации, но путь к созданию сильной анимации в стиле Диснея.
«Монстры на каникулах» — анимационная работа, которая все еще основана на 12 принципах, но уделяет гораздо больше внимания стилизации, чем нынешние проекты Диснея. На примере трейлера я покажу вам, как принципы, установленные девяткой стариков Диснея, или общие правила, на которых строится обучение в школах анимации, нарушаются для создания иного стиля.
«Twinning» (в англ.) — идея о симметричности поз, когда стороны полностью зеркальны. Во время учебы я постоянно слышал, что к твиннингу относятся как ко злу, которого следует избегать. Да, знаю, есть доля правды в том, что симметричность разрушает иллюзию органичного движения и чувствуется слишком роботизировано, но все же, мне кажется, этому уделяется чересчур много внимания. Посмотрите на эти замечательные позы, зеркальные, для лучшей визуальной выразительности.
Делая сквош и стрейч головы по основному правилу, необходимо поддерживать строение черепа, и поскольку это твердая кость, то сжатие и растяжение происходит посредством движений челюсти. Это правило аниматоры Sony часто нарушают на промежуточных кадрах.
Здесь аниматор перешел от правильной анатомии носа к сломанной форме, что добавляет юмора позе. Нос справа расположен практически в профиль на лице, обращенном к камере прямо.
В этих позах так много сломанной анатомии. Очевидна разница в длине шей, но посмотрите, какие короткие у Драка бедра (предполагаю, чтобы избежать расстояния между голенью и табуреткой) и насколько длиннее его плечи относительно предплечий. Нарушение правил анатомии снова передает юмор в сцене.
Мне нравится, насколько выразительна эта поза руки, чудная смесь прямых и кривых. Повторите ее своей рукой и посмотрите, насколько тут все сломано.
В классическом цикле ходьбы поза «вверх» перед позой контакта является самой высокой точкой ходьбы, а поза «вниз» сразу после того, как ведущая нога выпрямляется, является самой низкой точкой. Посмотрите на бедра Драка, в его походке нет этих колебаний, из-за чего он чувствуется невесомым. Не уверен, то ли это сделано исключительно из желания упростить и стилизовать, то ли чтобы придать Дракуле (персонажу, который может парить в воздухе) некое ощущение плавности в походке.
Мне нравится, как Фрэнк теряет равновесие, и его поза и линия действия явно подразумевают падение, но (насколько помню) он нарушает законы физики и остается на поезде.
Мне очень нравится, как аниматор в этом кадре управляет арками на руке. Движение запястья линейно и неестественно, оно не изгибается по арке, но сама форма руки и пальцев создает едва уловимую арку. И обратите внимание как сквош и стретч головы Эрики, полностью игнорируют правило о поддержании объема.
Ранее CG-аниматоры говорили о «мертвых пикселях», в моментах, когда персонажи остаются неподвижными. Они утверждали, что 2D-стиль не может быть перенесен в 3D, что персонажи должны оставаться живыми и в те моменты, когда они ничего не делают. Наиболее распространенным способом сделать это стало дыхание и минимальные движения конечностей или смещение веса. «Монстры на каникулах» начисто игнорирует это правило, понаблюдайте за любым фоновым персонажем, и вы увидите, что они неподвижны. Главные герои также могут оставаться неподвижными и удерживать некую определенную позу.
Также обратите внимание на то, как движение может затрагивать лишь одну часть тела. Тело Драка полностью неподвижно, за исключением головы.
Идея плавности может быть проигнорирована, чтобы подчеркнуть внезапность движения объекта. Самолет здесь буквально падает с одного фрейма в другой, нарушая правила гравитации.
На протяжении всего фильма мы не использовали никаких видео-референсов: для всех моментов, на которые я обратил внимание выше, они бы не подошли. Идея состояла в том, чтобы сделать акцент на стилизованных формах и движениях, не ограничиваясь правилами физики. Когда мы говорим об обучении анимации, я понимаю, что использование референсов важно для понимания тайминга, механики тела, арок и прочего. Однако такой подход ведет к более утонченному стилю анимации, чем мультяшный стиль «Монстров на каникулах».
Надеюсь, все это показывает, что необязательно всегда следовать классическим 12 принципам анимации. В то же время я уверен в том, что вы должны знать правила, чтобы их нарушать, и настоятельно советую придерживаться их при изучении основ. Но для того, чтобы работать в разных стилях анимации, вам в конечном счете нужно будет знать, когда и как нарушать правила.
Изучить основы и классические принципы анимации вы сможете в первом классе 3D анимации. А о том, как нарушать правила для достижения максимальной выразительности сцены, вам расскажет Ксения Куценко – аниматор Sony Pictures Imageworks и преподаватель курса актерской игры.
Перевела Анастасия Калинина
Редактор: Дмитрий Шрамко