Как стать продюсером? Что знать и уметь (по итогам стрима с Гаянэ Охота)

В производстве мультфильма задействовано множество людей разных профессий. Сценарист пишет текст, режиссер контролирует процесс съемок, аниматор рисует.

Рабочий процесс в студии Pixar

А продюсер обеспечивает условия для создания фильма: ищет инвесторов, набирает специалистов, управляет бюджетом, находит каналы сбыта контента… Много функций, не правда ли? Разберемся по порядку, что вам нужно делать на посту продюсера, чтобы запустить проект.

Ищем идею

В первую очередь, выберите идею, которой вы будете заниматься, то есть общую концепцию истории, ее краткое изложение. При этом опирайтесь на потребности аудитории — ваш мультфильм рассчитан на взрослых или на детей? Если на детей, то какого возраста?

Например, вы хотите сделать мультсериал для зрителей 0-6 лет про живущих в Приморье леопарда и тигренка, которые учатся дружбе и взаимопомощи, разгадывают загадки, в приключениях познают окружающий мир.

Догадались, о каком сериале речь?

Идея может быть ваша или другого автора. Важно то, что она должна вас цеплять: если продюсеру нравится то, что он делает, проект будет лучше продаваться.

Вы нашли проект, который готовы раскручивать — начало положено! Далее продюсер должен запустить производство и контролировать все его этапы. Но перед этим — еще несколько важных шагов.

Мониторим индустрию

Нужно сделать обзор индустрии, чтобы понять, насколько ваша идея уникальна. Для этого помониторьте каналы, где крутят контент аналогичный тому, который вы собираетесь производить. Если проект рассчитан на подростков — изучите программу канала «2х2», если на детей — «Карусель», «Мульт» и др. Сравнивайте и анализируйте: что нравится вашей потенциальной аудитории? Что для нее интересно и актуально?

Российские детские телеканалы

Также просмотрите сайты студий, производящих похожий на ваш контент. Это могут быть студии «Мельница», «Паровоз», «100 киловатт», «Agama» и др. Вы не только познакомитесь с их мультфильмами, но и оцените, как студии демонстрируют проекты на сайтах.

 

«Паровоз» — одна из известных российских студий

А еще чтобы быть в теме, желательно участвовать в фестивалях, кинорынках разного масштаба. Российские фестивалей анимации — Суздаль, Бессонница. Мирового масштаба — Анси, Оттава. Посещая такие мероприятия, вы сможете увидеть новинки, побывать на питчингах, встретиться с режиссерами и др.

Фестиваль анимации Анси

Оцениваем перспективы идеи

После обзора индустрии снова посмотрите на ваш проект — какие у него перспективы, кто его будет смотреть?

Если у вас нет цели сделать коммерческий проект, можете не ориентироваться на то, понравится ли он кому-то. Но если вы реализуете коммерческий проект — необходимо учесть аудиторию. Продюсер должен быть уверен, что проект отзовется у аудитории. Для этого набираем фокус-группу — из аудитории, на которую рассчитан проект. Среди них проводится опрос, чтобы выяснить интересна ли им ваша идея. Опрос можно делать онлайн, что упростит задачу.

А как собрать фокус-группу, если ваш проект рассчитан на малышей 0-4 лет? Очень просто: проведите опрос среди родителей! Ведь именно они решают, что ребенку смотреть.

Что смотреть детям младшего возраста — решают родители

Презентуем идею

Итак, вы поняли, что проект будет интересен ЦА. Вы можете вложить в реализацию собственные деньги, но если бюджета нет, нужно получить финансирование. Для этого идею следует обернуть в красивую визуальную обертку, чтобы презентовать потенциальному инвестору. Вы подошли к этапу девелопмента.

Девелопмент — это этап разработки идеи, на котором определяется категория и хронометраж фильма, его ЦА, визуальный стиль (2D, 3D, перекладка, стоп-моушн и др), бюджет и сроки, концепт персонажей и мира, синопсис, поэпизодник и сценарий, возможные каналы сбыта. Он может проводиться без бюджета на какой-то первоначальный взнос от вашего инвестора или на собственные деньги.

Разработка визуального стиля мультсериала «Летающие звери»

На выходе получится отшлифованная презентация по вашему проекту. Будьте кратки! В 2-3 слайдах вы должны четко и понятно объяснить, о чем ваш проект, как он выглядит, на какого зрителя рассчитан и сколько будет стоить. Имея на руках презентацию, вы можете, например, посетить питчинги.

Питчинг — это презентация проекта потенциальным инвесторам, нацеленная на получение финансирования. Питчинги проводятся студиями и киношколами, бывают на фестивалях. Помните: важен не только проект, но и ваша харизма, уровень заинтересованности, ведь инвесторам предстоит работать именно с вами!

Анимационный питчинг в Суздале

Итак, вы нашли инвестора. Теперь у вас есть и проект в начальной стадии разработки, и деньги. Но кто будет работать над производством мультфильма?

Набираем команду

Теперь нужно набрать команду. Точнее, ключевых сотрудников, которые будут ядром команды. Тут продюсер выступает в роли менеджера, проводит собеседования, где не только оценивает будущего сотрудника, но и презентует идею так, чтобы тот проникся.

Дело в том, что сотрудники, как и вы сами, должны гореть идеей. Если вы берете на работу супер-профессионала, но он не особо заинтересован в проекте — долгосрочной работы с ним не получится. Рано или поздно для него подвернется что-то более интересное. Вот почему главное даже не скилл — а мотивация! А уже когда команда вырастет, появятся дополнительные роли, для которых мотивация не так важна.

Анимационная студия в аниме «Белая коробка»

Процесс отбора у нас в индустрии происходит, как правило, по рекомендациям. Из-за этого велик риск, что нанятый человек не справится, несмотря на хорошие отзывы. В иностранных студиях при найме проводится более серьезный отбор: нескольких кандидатов сравнивают и выбирают лучшего.

Как бы вам не рекомендовали человека, нужно оценить его самостоятельно. Для этого — придумайте тестовое задание. Например, если ищете менеджера проекта, попросите его составить график производства на какую-то единицу контента, просчитать бюджет. Если справится — назначьте испытательный срок. В этот период станет ясно, впишется ли новый человек в команду, справится ли со своими обязанностями.

Распределяем роли

Что делать продюсеру после набора команды? Нужно правильно распределить роли, разделить обязанности между членами команды.

В производстве анимации существует определенный набор функций и задач. Если функций больше, чем людей, то на одного человека распределится несколько ролей. Из-за этого сотрудник будет хуже работать, потому что его усилия и внимание будут рассеиваться. В идеале у одного человека должна быть одна роль.

Кадр из аниме «Белый ящик»

Следите, чтобы не возникло путаницы в терминах! Анимационная индустрия в нашей стране молодая, множество терминов заимствованы, в том числе названия должностей. Например, супервайзер проекта на разных студиях может отвечать за разное: в одном случае он наблюдает за техническими аспектами на проекте, в другом — выполняет функции менеджера… Чтобы не возникло недопонимания, нужно иметь четкие должностные инструкции. Мы живем в одной индустрии и должны общаться на одном языке.

Распределяем объем задач

Далее вам как продюсеру нужно поработать с построением пайплайна. Пайплайн — это последовательные этапы производства от идеи до показа.

Обратите внимание: от вас не требуется до мелочей понимать, как строить пайплайн. Можно нанять специалиста, который это сделает. Он проанализирует ситуацию и предложит оптимальный план, учитывая бюджет и ваши пожелания. Например: проект делаем в 3D, начинаем с препродакшена (сценарии, аниматики, 3D-аниматики), потом создаем анимацию, вслед за ней — лайтинг, рендер, композитинг и др.

Кадр из аниме «Руки прочь от кинокружка»

Далее нужно разработать график производства. Это план действий по шагам для сотрудников и отделов, соотнесение задач и времени на их выполнение. Здесь вы пробуете себя в роли математика, но, опять же, не обязательно быть асом. Существуют специальные программы, чтобы строить график производства было удобнее и проще.

Запускаем производство

Команда собрана, пайплайн и график готовы. Теперь можно наконец запускать производство!

Будьте готовы, что в какой-то момент все выйдет из под контроля. Люди уходят, сроки не соблюдаются, производство выходит за рамки бюджета… Не пугайтесь. Такие «американские горки» случаются в каждой компании. Ситуацию спасет ваша мотивация, вера в проект и ваш задор. Несмотря на трудности, люди пойдут за продюсером, который дает это мотивационное поле.

Будьте готовы к стрессу, но не теряйте духа!

Не забывайте, что продюсер всегда фокусируется на бюджете. Но следить за производством, командой и одновременно вести подсчет бюджета в одиночку — невозможно. Для этого нужен отдельный сотрудник — финансист. Он будет отвечать за бюджет, подсчитывать расходы и показывать вам, где вы вышли за рамки бюджета.

Как управлять командой

Продюсер ведет за собой команду, и сотрудники должны быть готовы идти за ним. Для повышения эффективности работы команды применяйте мотивационные фишки, поощрение. Это не только бонусы и премии, но и конкурсы, путевки и др.

Команда работает над проектом

А еще чтобы эффективно управлять командой, продюсеру нужно разбираться в методах управления. Их существует множество. В анимационной индустрии традиционно применяется потоковый метод: отдел за отделом работают конвейерно. Это проверенный способ, он работает. Но в мире все меняется, нужно смотреть по сторонам и, если это понадобится, поднимать команду на другой уровень.

Как монетизировать проект

Вы выпустили контент — отлично! Но это не конец, теперь его нужно продать. Этим тоже занимается продюсер. Но не в одиночку: найти пути монетизации проекта вам помогут бизнес-девелопмент менеджер, маркетинговый отдел, пиар-команда и др.

В анимационной индустрии нет какой-то общей формулы успеха. Монетизировать контент можно разными способами, начиная от мерчендайза заканчивая продвижением на ютубе.


Мерчендайз — один из путей получения дохода

Контент — это отправная точка, от которой запускаются остальные механизмы монетизации. Основной доход большинство студий получают от игр, приложений, детских развлекательный парков и, конечно, мерча.

Только на контенте можно базироваться, если у вас подростковый или взрослый материал. «Южный парк» и «Футурама» получили известность за счет именно контента, который получил отклик у аудитории.

«Южный парк»

Будучи продюсером, вам придется участвовать во всех этапах производства. Продюсер — многорукий бог Шива, который умеет все, но понемногу. Без него все развалится, проект не получится запустить, разработать и продать.

А если вы хотите попробовать себя в этой профессии — приходите на наш курс «Введение в продюсирование»!




Обсудите статью в наших социальных сетях

ВКонтакте   Instagram   Discord