Анимразбор: Геннди Тартаковски

Анимразбор: Геннди Тартаковски

5 июля 2023
Время чтения: 15 мин.

Мультфильмы Тартаковски — «Монстры на каникулах», «Самурай Джек», «Первобытный» — стали культовыми благодаря уникальной визуальной эстетике и запоминающимся персонажам. В этой статье мы рассмотрим, как творческое видение режиссера сформировало стиль мультфильмов.

С чего начинал Геннди

Первой ступенью в обучении анимации был Колумбийский Колледж в Чикаго. Там Геннди увлекся анимацией благодаря своему преподавателю Стэну Хьюзу и его коллекции пленок с классической анимацией. Тартаковски просматривал каждый кадр пленки и перерисовывал их, развивал свои навыки рисования и изучал, как двигаются нарисованные персонажи.

Дальше Тартаковски поступил в Калифорнийский институт искусств в Лос-Анджелесе и проучился там два года.

Первую работу в индустрии Геннди получил после учебы. Крейг Маккракен – американский сценарист, режиссёр и продюсер получил должность арт-директора в Hanna-Barbera для шоу 2 Stupid Dogs и рекомендовал нанять Роба Ренцетти и Тартаковски. Это был важный поворотный момент в карьере Геннди.

Hanna-Barbera позволила Тартаковски, Маккракену, Ренцетти поработать в трейлере на стоянке студии, где Тартаковски создал свои известные работы.

«Лаборатория Декстера» выросла из студенческого фильма с тем же названием, который он снял, когда учился в Калифорнийском институте искусств. Тартаковский был соавтором и оформителем 25-го выпуска серии комиксов «Лаборатория Декстера» под названием «Проблемы со щетиной», а также нескольких историй, которые собраны в издании Dexter’s Laboratory Classics.

Кроме того, он помогал продюсировать «Крутых девчонок», был сорежиссером нескольких эпизодов и выступал в качестве режиссера анимации и оператора на полном метре.

«Моя карьера всегда была совершенно непредсказуемой, и я не знаю, как она будет развиваться дальше. Но в конце концов именно мои отношения с людьми вокруг и баланс между тем, чего я хочу, и тем, что мне требуется, привели меня туда, где я есть.»

Геннди Тартаковски получил множество наград и премий за свою работу в области анимации, включая 4 награды «Эмми» за сериал «Самурай Джек».

«Самурай Джек». Как пришла идея создать сериал?

По словам Тартаковски, идея «Самурая Джека» возникла в разговоре с руководителем Cartoon Network, который предложил ему создать шоу о самурае. Поначалу Тартаковски скептически отнесся к этой идее, поскольку считал, что «самурайские истории» уже много раз делались раньше. Однако, он начал развивать концепцию дальше и придумал идею самурая, который заброшен в будущее и должен сражаться, чтобы найти путь обратно в свое время.

Персонаж Самурая Джека был задуман как молчаливый и сильный герой, а его минималистичный дизайн подчеркивает стойкую и дисциплинированную натуру.

«Большая часть анимационных ТВ-шоу состоит из постоянных разговоров. А я хотел большего. Я хотел, чтобы [шоу] ощущалось как кино 70-х, «Французский связной» или что-то в этом роде.»

Модельный лист Джека

Премьера шоу состоялась 10 августа 2001 года и сразу же стало успешным. Сериал длился четыре сезона и состоит из 62 эпизодов, последний из которых вышел 25 сентября 2004 года. «Самурай Джек» с тех пор стал культовой классикой и по праву считается одним из лучших анимационных шоу всех времен. В 2017 году шоу было возобновлено на пятый сезон, который завершил сюжетную линию Самурая Джека и получил признание критиков.

Формирование стиля «Самурая Джека»

Геннди Тартаковски разработал уникальный визуальный стиль сериала, черпая вдохновение из традиционного японского искусства, аниме и работ американских комиксистов.

«Меня вдохновляла изобразительная культура и дизайн США пятидесятых-шестидесятых годов. Тогдашний дизайн отличался минимализмом в сочетании с большой выразительностью. Каждый предмет — хоть лампа, хоть пылесос — воспринимался как идеальная икона.»

Ключевым источником вдохновения Тартаковски, который повлиял на формирование его стиля, стало искусство японской гравюры Укиё-э, которой Тартаковский давно увлекался. Гравюры Укиё-э часто отличались смелыми, стилизованными фигурами и динамичными композициями, и Тартаковский стремился передать эту энергию в «Самурае Джеке».

Гравюра Укиё-э

Повлияла на стиль сериала любовь Тартаковски к аниме Хаяо Миядзаки и Мамору Осии.

Геннди привлекли плавность и выразительность японской анимации, а также использование цвета и света.

Наконец, на Тартаковски также оказали влияние американские художники комиксов. В частности Джек Кирби и Фрэнк Миллер, которые были известны самобытным стилем, выходящим за рамки реализма. Тартаковски стремился объединить элементы различных влияний в единый визуальный язык, который был бы уникальным.

Обложка комикса от Джека Кирби
Страница комикса от Фрэнка Миллера

В результате, японское традиционное искусство, аниме и американские комиксы смешались в один коктейль Геннди Тартаковски. Использование однотонных цветов, строгих силуэтов и динамичных композиций помогло придать «Самураю Джеку» его отличительный вид.

В случае с Тартаковски меньше значит больше. Чёрный, белый, зеленый и красный: это все цвета. Он ставит экшен как художник, рисуя только те моменты, что необходимы для передачи сути момента и действия.

Чем интересен «Самурай Джек»

В стиле мультсериала «Самурай Джек» есть несколько уникальных аспектов, которые отличают его от других анимационных шоу:

Идея: «Я взял идею своего шоу из сна, который впервые приснился мне лет в 10. В нем я и девушка, в которую я был влюблён, путешествовали по Земле, захваченной мутантами и я находил самурайский меч. Я не думаю о себе как семьянине, которому 47, скорее я вижу себя таким же молодым и мужественным, как в начале карьеры. Мне очень легко вернуться в это психологическое состояние.» – Геннди Тартаковски.

Дизайн: персонажи и окружающая среда мультсериала отличаются угловатыми очертаниями и яркими цветами.

Художественный стиль: «Самурай Джек» обладает всеми признаками минимализма. Несмотря на обманчивую простоту, в сериале грамотно используются четкие и простые символы, чтобы донести до зрителя информацию. Все эти элементы работают вмести и передают смысл действий и эмоции героя.

Звуковое оформление: одной из визитных карточек сериала является необычайная скудость диалогов и музыки. Это делает появление музыки и звукового сопровождения еще более ценными моментами сериала. В этом отношении некоторые эпизоды более «многословны», чем другие. Джек в целом немногословен. Но когда появляются другие персонажи, он говорит столько, сколько можно ожидать при данных обстоятельствах. Однако есть и другие эпизоды, в которых десять минут могут пройти почти без слов.

Раскадровка к эпизоду «Самурая Джека»

Техника анимации: «Самурай Джек» был нарисован с помощью флэш-анимации, популярном в начале 2000-х годов формате анимированных видеороликов, созданных в программе Flash.

«Самурай» – уникальное сочетание художественного стиля Геннди Тартаковски, необычной идеи, анимации и минимализма. Мультсериал визуально самобытен и интересен.

«Самурай Джек» понравился и зрителям, и критикам. Он до сих пор стабильно попадает в списки лучших анимационных сериалов. Проект стал визитной карточкой Тартаковски.

Чем примечательны «Монстры на каникулах»

«Дракула, пожалуй, самый известный в мире вампир, но мало кто знает о том, что он – отличный семьянин», – говорит Геннди.

Тартаковски участвовал во всех аспектах производства фильма, включая дизайн персонажей, анимацию и озвучку. Он привнес в фильм особую комедийную чувственность, наполнив его фарсовым юмором и остротами, которые нравятся как детям, так и взрослым.

«Монстры на каникулах» сняты в «форсированной» технике анимации. На этапе раскадровки, Геннди сам рисовал эскизы и кадры будущей анимации. Он хотел максимально точно передать свою задумку, помочь большой команде художников и аниматоров держаться одной концепции.

«Я работал со многими режиссерами, но стиль работы Геннди Тартаковски отличается от всех, – признается главный художник фильма Скотт Уиллс. – Он четко себе представляет фильм и то, как он будет его снимать. А мы смотрим на раскадровку в движении и понимаем, что от нас требуется сделать. А происходит так благодаря тому, что у Геннди колоссальный опыт работы над телесериалами».

«Геннди думает о трехмерной анимации, как о наборе двухмерных картинок, которые сложатся в полноценное 3D, – говорит Мишель Мюрдокка, продюсер картины. – К примеру, когда мы делали разбор очередного анимационного сета, он подсаживался к нам с блокнотом в руках, и, глядя на наши ухищрения, делал несколько набросков. Впоследствии эти скетчи становились для аниматоров ключевыми точками, на которых нужно было акцентировать взгляд зрителя».

Для создания мультфильма аниматорам пришлось отойти от привычных правил, перестать следовать реализму и снять все рамки и запреты. Мультфильм должен был получиться максимально карикатурным.

Обычно аниматорам достаточно базовой модели персонажа для работы с ним на протяжении всего проекта. Но «Монстры на каникулах» попали под собственное видение Тартаковски, который решил разнообразить модели персонажей. Работая над «Монстрами на каникулах» съемочной команде пришлось уяснить, что придется постоянно поднимать планку собственных возможностей, не прекращая изобретать новые способы анимации героев.

«Когда мы работали над фильмом, мы буквально оказывались в фантастическом мире, который рисовало воображение Геннди. Мы пытались понять, каким он видит этот мир. Это, пожалуй, самое сложное в нашей работе – настроиться с режиссером на одну волну. Впрочем, даже когда мы «синхронизировались», расслабляться было нельзя, поскольку Геннди удивлял нас каждый день новыми идеями. Мы многому у него научились; работа с ним была похожа на уроки в школе анимации».

Перед тем, как приступить к работе над сценой, Тартаковски показывал аниматорам, что именно должно получиться. Он рисовал на раскадровочной доске свои идеи и записывал это на камеру.

Персонажи «Монстров на каникулах» по пояс «влезали» в камеру, делали невероятные кульбиты и напрочь отрицали законы гравитации. Команде аниматоров было куда интереснее делать акцент на дизайн и энергетику персонажей, нежели на их реалистичность.

«Присущая Геннди техника анимации ломает устоявшиеся каноны, – говорит специалист по спецэффектам Майкл Форд. – А наш задача – придумать, каким способом воплотить все его идеи».

Наглядным примером служит трансформация Дракулы в летучую мышь. У аниматоров не было промежуточных форм, где Дракула получеловек-полумышь, поэтому им пришлось импровизировать и искать нестандартные решения. В итоге, силуэт Дракулы упрощали до вертикальной линии и накладывали вторым слоем летучую мышь. Переход получался более плавным из-за наложения силуэтов, а самые неудачные места скрывали за спецэффектами.

На стиль анимации Тартаковски повлияли классические мультфильмы Warner Bros, из которых он перенес технику смиров (размытых движений) в свои проекты. При переходе из одной позы в другую, персонажа деформируют, растягивают, однако прием работает только тогда, когда выставлены сильные ключевые позы персонажа. В «Монстрах на каникулах» гармонично сочетаются выразительные позы и и быстрые «размытые» переходы между ними.

Для создания комичной атмосферы использовались любые средства. «Во многих фильмах о монстрах большое значение имеет драматичное освещение, мы тоже использовали этот прием, но только для того, чтобы подчеркнуть комичность, а не трагичность ситуации».

Что общего между «Самураем Джеком» и «Монстрах на каникулах»

Наброски Самурая Джека

Во-первых, и «Монстры на каникулах» и «Самурай Джек» разделяют фирменный анимационный стиль Тартаковски, который подчеркивает быстрое действие, преувеличенные движения и динамичные ракурсы камеры. Это создает ощущение энергии и волнения, которые очевидны в обоих проектах.

Во-вторых, делается акцент на визуальное повествование. В «Самурае Джеке» шоу часто опирается на визуальные подсказки и минимальный диалог, чтобы передать историю, в то время как в «Монстрах на каникулах» анимация и дизайн персонажей используются для передачи юмора и эмоций фильма.

Еще одно сходство заключается в использовании юмора. И «Монстры на каникулах», и «Самурай Джек» часто содержат элементы комедии, причем «Монстры на каникулах» больше фокусируются на фарсе, в то время как «Самурай Джек» использует юмор, чтобы сбалансировать свои мрачные темы.

Страница из артбука «Монстры на каникулах»

В обоих шоу используются динамичные ракурсы и движения камеры, чтобы создать ощущение движения и экшена.

Анимационный стиль Тартаковски использует ограниченную цветовую палитру, с акцентом на контрастные цвета.

Главные герои обоих шоу имеют сильные, отчетливые силуэты, которые помогают им выделяться на фоне других персонажей.

Наконец, и «Монстры на каникулах», и «Самурай Джек» известны своим уникальным и креативным дизайном персонажей. В «Самурае Джеке» персонажи стилизованы и карикатурны, а «Монстры» наделяются уникальными личностями и чертами, что делает их одновременно забавными и милыми.

В целом, несмотря на то, что проекты сильно отличаются друг от друга по обстановке и сюжету, они имеют много общего в стиле анимации, повествовании, юморе и дизайне персонажей, что является отличительной чертой творчества Геннди Тартаковски.

«Первобытный»

Премьера сериала состоялась на Adult Swim в октябре 2019 года. Действие сериала разворачивается в доисторическом мире и рассказывает историю пещерного человека по имени Копье и тираннозавра по имени Клык, которые образуют невероятную связь после того, как обе их семьи были убиты.

Сериал в значительной степени полагается на визуальные эффекты и первобытные звуки, чтобы передать эмоции и переживания своих персонажей. Шоу освещает зрелые темы, включая смерть и горе, что является отходом от предыдущих работ Тартаковски, которые были больше ориентированы на детей.

«Первобытный» получил признание критиков за анимацию, эмоциональное повествование и уникальный взгляд на доисторический мир. Недавно Тартаковски объявил, что третий сезон шоу запущен в производство.

По словам Геннди, идея мультсериала «Первобытный» пришла ему в голову во время разговора с другом о природе насилия. Тартаковски хотел исследовать первобытную природу насилия и выживания в истории, в которой не было диалогов.

«На самом деле мне не нравится кровь, жестокость и все в этом духе. Но мне нужно было это для создания эмоциональной связи с персонажами. Если насилие поднимает ставки в их отношениях и делает их более напряженными, то мы его добавим.»

Тартаковски хотел изобразить время до цивилизации и технологий, когда жизнь была простой и жестокой.

Для дальнейшего развития концепции режиссер и его команда создали короткий пилотный эпизод, продемонстрировавший уникальный визуальный стиль и тон сериала. Пилот был хорошо принят, и Adult Swim продолжил сериал.

Набросок «Первобытного»

Тартаковски подошел к созданию «Первобытного» с иным мышлением, чем его предыдущая работа, сосредоточившись на визуальных эффектах и повествовании, а не на диалогах и шутках. Он также тесно сотрудничал с арт-директором шоу Скоттом Уиллсом, чтобы разработать характерный художественный стиль сериала.

Кадр мультсериала «Первобытный»

Кстати, Primal почти полностью анимирован в традиционной технике на Cintiq в TVPaint.

Заключение

Тартаковски создал особый визуальный язык и оказал значительное влияние на анимационную индустрию. Его внимание к деталям и готовность экспериментировать с различными техниками позволили создавать настоящие произведения искусства, которые выделяются в огромном море анимации.

Режиссер не боится экспериментов, но при этом сохраняет узнаваемый почерк, что хорошо заметно в недавнем сериале «Единорог: Вечные воины».



Автор: Мария Бескоровайная

Редактор: Марат Ахметшин