Ирина, добрый день! Анимация – огромная и сложная индустрия, у вас большой опыт работы на разных позициях, в разных студиях, стилях и техниках. Сегодня хотим поговорить о вашем опыте, состоянии индустрии и актуальных трендах.
— Можете немного рассказать о своем образовании и карьере в индустрии?
У меня немного неконвенциональное образование. Я не сразу начала учиться анимации. Я вообще не была уверена, что хочу стать аниматором.
В 5 лет мама отдала меня на уроки пианино. И на мое счастье напротив кабинета уроков пианино была изостудия. И я сама решила туда записаться. Сначала просто туда ходила подглядывала, потом силком притащила маму. Так закончилась моя карьера пианистки. Хотя условием моей мамы было, что я буду ходить и туда и туда. Я всегда знала что буду заниматься чем-то связанным с рисованием, но все вокруг меня говорили, что это не профессия.
Когда в 8 лет я сдала последний экзамен по сольфеджио на очень слабую тройку, мама поняла, что пианистки из меня не получится, и меня решили готовить становиться учителем иностранных языков. Речи о том, чтобы быть аниматором, или даже просто художником не могло быть.
На тот момент единственный приличный гуманитарный вуз в Челябинске был ЧГПУ, факультет иностранных языков. И мама очень хотела сделать из меня учителя.
Наверно, в чем-то моя мама оказалась права. Я все таки преподаю! И очень это люблю.
Должна сказать, что многое в моей жизни происходило по счастливой случайности.
Когда в один из дней я ехала с подготовительных курсов, встретила подругу с детского сада, которую не видела 10 лет. Она рассказал, что собирается сдавать экзамены для переезда в Израиль. Поскольку я искала как бы улизнуть от необходимости становиться учителем, я увидела в этом знак свыше. Через полгода, в свои почти 16 лет, я летела в самолете в Израиль. Одна, без родителей и зная всего пару слов на иврите. С того момента и началось мое путешествие становления аниматором.
В основном я оказывалась в том или другом месте по какому-то случайному стечению обстоятельств. Ничего никогда не планировала. Все получалось как-то самом собой.
Меня устроил к себе на работу мой первый учитель анимации из Академии искусств (устроил, кстати, только меня, уж не знаю почему, надеюсь, он узрел во мне крупицы таланта). Там я познакомилась с русскоговорящей девушкой (несмотря на то что русских в Израиле много, русскоговорящих аниматоров все же мало). Теперь мы подруги и живем в Ванкувере, напротив друг друга. Она билдер, а я аниматор.
— Расскажите о процессе создания анимации. Через какие основные этапы проходит проект?
Я бы наверно поделила это на 2 вопроса.
Сначала разберем этапы создания анимации в Toon Boom Harmony. Важно отметить, что в Хармони существуют 2 вида анимации ― Paperless and Peg animation. В зависимости от того, какой стиль и в какой программе идет работа, этапы могут отличаться.
- Дизайн персонажей. Персонажи анимации разрабатываются, включая их внешний вид, пропорции и детали. Он должен быть специфический в зависимости от выбранного вида анимации.
- Риггинг. После разработки персонажей выполняется риггинг, который включает в себя создание структуры пегов и назначение элементов управления движением для облегчения анимации.
- А потом ― референс, ВСЕГДА! И абсолютно не важно в каком стиле вы работаете. Просто в зависимости от стиля вы будете по-разному использовать этот референс. Некоторые стили будут трейсить эту анимацию. Обрисовывать, как часто делали на проектах традиционной анимации.
То есть все решения по актингу и движению предопределяются в референсе.
Я считаю, что чтобы создать хорошую анимацию, нужно использовать видеореференс. Но не в чистом виде, его нужно перевести на язык анимации. - Макет и фоны. На этом этапе художники по макетам определяют композицию и углы обзора камеры для каждой сцены. Разрабатываются и создаются фоны в 2.5D, чтобы создать окружающую среду и декорации для анимации.
- Черновая анимация. Этот этап включает в себя разработку концепции движения, раскадровку и создание направлений движения. Он определяет сюжет, а также планирование времени и общей структуры анимации.
- Ключевая анимация. Она включает в себя создание основных поз и движений, которые определяют поведение персонажей. Аниматоры оживляют персонажей, уделяя особое внимание основным действиям и выражениям. Важно отметить, что на этом этапе, в отличие от классической анимации, чаще всего ключи уже покрашены.
- Промежуточная анимация. Это процесс создания кадров, заполняющих промежутки между ключевыми позами. Этот этап обеспечивает плавное движение и плавные переходы между ключевыми кадрами.
- Полиш. После завершения основной анимации, аниматоры дорабатывают промежуточную анимацию, обеспечивая flow между кадрами, добавляя второстепенные движения и убирают все неровные движения. Создается окончательный вариант анимации, придающая движению персонажей и пропсов отполированный и законченный вид.
- Анимация эффектов. Здесь анимируются различные VFX, таких как дым, огонь, вода или эффекты частиц для улучшения анимации и придания дополнительного динамизма сценам.
- Композитинг. Различные элементы анимации, включая персонажей, фоны и эффекты, объединяются и накладываются друг на друга на этапе композитинга. Этот процесс позволяет объединить все визуальные элементы и обеспечить целостный конечный результат.
В анимационном проекте, как правило, существует несколько этапов производственного процесса. Вот общепризнанные этапы проекта:
- Разработка. Этот этап включает в себя мозговой штурм и концептуализацию общей идеи анимационного проекта. Он включает в себя написание сценария, создание раскадровок, разработку персонажей и окружения.
- Предпродакшн. На этом этапе проект начинает обретать форму. Задачи включают доработку сценария, создание подробных раскадровок, разработку визуального стиля, а также разработку аниматиков или черновых анимационных последовательностей для планирования времени и темпа анимации.
- Производство. Здесь происходит собственно анимация. Он включает в себя создание отдельных кадров или цифровых активов и их оживление с помощью анимационных техник. Сюда входит анимация персонажей, фоновая анимация, анимация эффектов и любые другие необходимые элементы.
- Постпродакшн. После завершения анимации начинается постпроизводство. Этот этап включает в себя такие процессы, как композитинг, монтаж, добавление визуальных эффектов, звуковое оформление и включение музыки или закадрового голоса.
- Обеспечение качества (ОК). После завершения работы над анимацией проводится тщательный анализ, чтобы убедиться, что все работает правильно, включая визуальные эффекты, звук и любые интерактивные элементы, если таковые имеются. Этот этап помогает выявить и устранить любые проблемы или сбои.
- Распространение и показ. После того, как анимационный проект прошел этап проверки качества, он готов к распространению или выставке. Это может включать демонстрацию анимации на кинофестивалях, онлайн-платформах, телевидении или других выбранных средствах массовой информации.
Важно отметить, что точные этапы и их названия могут варьироваться в зависимости от конкретного анимационного проекта и производственного процесса, которому следует студия или отдельные создатели. Однако в целом эти этапы охватывают основные шаги, связанные с воплощением анимационного проекта в жизнь.
Но для аниматоров этапы в проекте не настолько важны. Мы обычно приходим посредине многих решений, проект уже в самом разгаре, многие вещи были предопределены до нас.
— Как вы взаимодействуете с командой: с режиссером, сценаристами и другими аниматорами?
Каждый должен фокусироваться на своей роли и не мешать другим в работе, чтобы достичь желаемого результата в анимации. Планирование играет важную роль в этом сложном процессе. Анимация требует много времени и усилий, и если я буду отвлекаться на задумки о работе других, у меня не будет достаточно времени на выполнение своей задачи. Режиссер, хотя и может быть талантливым, но если не анимировал долгое время, возможно, у него отстали навыки от новичка-аниматора, который обучался по последним технологиям.
Я считаю анимацию командным делом, похожим на эстафету, где каждый член команды выполняет свою часть работы. Если кто-то уже внес определенные элементы, их изменить нельзя, поэтому не стоит заморачиваться на этом. Лучше всего сделать свою часть работы как можно лучше, используя уже созданные элементы и материалы.
— Как вы подходите к работе с персонажем? Какие элементы и детали важны для анимации в первую очередь?
В начале карьеры действительно часто задумываются над развитием своих навыков. Многие будущие аниматоры испытывают беспокойство по поводу необходимости изучения рисования и анатомии перед тем, как стать аниматорами. Однако все это не самое главное. Вам не нужно беспокоиться о том, сможете ли вы создать ту или иную анимацию. Начинающие аниматоры часто слишком сосредоточены на технических аспектах, но на самом деле вам следует задуматься о том, что вы хотите рассказать своей анимацией, как передать характер и действия персонажей. Для этого стилистика играет гораздо более важную роль, чем жесткие законы анимации.
— Расскажите об особенно сложном анимационном проекте, над которым работали? Как удалось преодолеть сложности в процессе работы?
Проекты все сложные по-своему. Особенно в начале, когда я была совсем зеленой, ничерта не умела. Анимация была, мягко сказать, посредственной. Но я жила анимацией, я пила, ела, дышала, спала только анимацией. Я буквально жила на студии, работая почти круглосуточно. 100 часов в неделю. Пытаясь впитать как можно больше информации. Это был насыщенный период, где я постоянно развивала свой потенциал, даже когда еще не осознавала его.
Мне везло, и во мне всегда видели потенциал еще до того, как я сама это понимала. Будучи творческой личностью, я часто погружаюсь в состояние паники на новых проектах. Однако с опытом я научилась преодолевать этот страх, и теперь он длится всего несколько месяцев в начале проекта. Мое упорство и преданность анимации помогли мне двигаться вперед и достигать новых высот в карьере.
— Как вы следите за тенденциями в отрасли и технологическими достижениями в области 2D-анимации?
Намеренно я не слежу. Просто новости сами находят меня. Кто-то что-то сказал на работе, отправил ссылку или в разговоре упомянул. Вначале это могут быть просто слухи о том, что какая-то студия работает над проектом, и затем я начинаю интересоваться и искать дополнительную информацию, особенно если проект интересен мне лично. Кроме того, Ванкувер является благоприятным местом для людей, подобных мне. Вокруг много людей, связанных с анимационной индустрией. Например, мама лучшей подруги моей дочери работает продюсером в Electronic Arts, мой сосед ― риггер в Double Negative, а моя лучшая подруга является продюсером. Это не специально, просто в Ванкувере многие люди связаны с анимационным производством, что создает благоприятную среду для меня и моего увлечения.
Последние годы в 3D-анимации есть явный тренд на совмещение с 2D графикой. А какие тенденции в 2D-анимации? Каких художественные или технические решения нам ждать в ближайшее время?
Конкретного я ничего сказать не смогу, подписана на NDA. Но могу намекнуть, что все больше и больше заказов связанных с текстурой и 3D-камерой. Только представьте, персонажи скетчевые, текстурные, а живут в 3D-мире и их можно крутить как угодно.
С одной стороны мы становимся более технологичной отраслью. Все больше и больше зависит от технологий в анимационной индустрии. Но с другой стороны, мы все больше и больше стремимся к «живописи», чтобы наши проекты выглядели рукотворными. С одной стороны абсурд, но если вдуматься, то рукотворное давно уже считается раритетом, чем-то дорогим и сложно выполнимым. Если ставить его в рамки времени и бюджета. Технология же позволяет (или почти позволяет, пока еще не полностью) нам добиваться такого же результата, но быстрее и дешевле.
— Какой вектор анимации как индустрии вы видите? Можем немного пофантазировать, как будет выглядеть анимация через 10-15 лет?
Анимационная индустрия динамична и постоянно развивается. Ее движущей силой являются новые технологии и меняющиеся предпочтения потребителей.
Анимационная индустрия становится все более глобальной: студии и аниматоры по всему миру сотрудничают в создании анимационного контента.
С одной стороны это положительный момент. Если в каком-то регионе не хватает определенного специалиста, уже даже сейчас можно нанять кого-то удаленного. Но с другой стороны… Эта глобализация, вероятно, продолжится, и все больше аниматоров и студий из развивающихся стран, таких как Индия и Китай, будут играть все большую роль в отрасли. А значит цена анимации будет падать. Уже сейчас студии нанимают хороших специалистов, в том числе и меня, чтобы обучать низкооплачиваемые регионы. А поскольку учм мы неплохо, то в скором времени они станут конкурентоспособными.
А если говорить про креативную сторону: то тут все радужно. С развитием технологий индустрия постоянно меняется и будущее анимации выглядит светлым. Анимационного контента стало намного больше, так как анимацией стали интересоваться не только дети. Одной из наиболее заметных тенденций в отрасли является растущий интерес к анимационному контенту для взрослой аудитории.
Эта тенденция обусловлена стремлением к более сложным и тонким сюжетам, а также успехом таких сериалов, как BoJack Horseman, Rick and Morty, and Big Mouth.
Эти шоу затрагивают такие сложные темы, как психическое здоровье, сексуальность и социальная справедливость, и привлекают зрителей, которые ищут нечто большее, чем просто развлечение. Думаю, что со временем мы увидим более глубокие тематики и новые стили, также как и давно забытые старые, которые наклевывались в самом начале развития анимации, но потом отошли на второй план или совсем были забыты.
— Вы в индустрии уже более 20 лет и наверняка столкнулись с профдеформацией. Как ваша профессия повлияла на повседневную жизнь? Какие есть плюсы и минусы?
В моем случае термин «профдеформация» может быть не совсем уместным, по крайней мере, не в моем случае. Анимация не изменила меня. Я бы сказала, что она всегда была частью меня, это кусочек моей души, который я вытаскиваю наружу, чтобы показать всем. Мне просто повезло больше других родиться в правильное время, когда я смогла найти то, что люблю делать, и каким-то чудесным образом зарабатывать на этом деньги.
— В анимационной индустрии нельзя обойтись без критики и правок. Как, учитывая ваш огромный опыт, вы относитесь к этому? Как начинающим стоит воспринимать комментарии по своей работе?
Я бы разделила эти два понятия: критика и правки. Я совершенно спокойно отношусь к конструктивной критике в адрес моих творений, как анимационных, так и других художеств. Но на самом деле я очень обидчивая по натуре. Просто в анимации всегда понимала, что всегда есть кто-то лучше меня и если я не буду прислушиваться, то вряд ли смогу дорасти до такого же уровня. Просто постарайтесь находиться рядом с такими людьми. Чтобы вас окружали те, от которых вы будете воспринимать любую критику как дар, а не обиду.
А вот насчет правок мне пришлось долго и мучительно учиться на своих ошибках. В профессиональном плане мне пришлось привыкать к большому количеству правок. Их не всегда можно отнести к категории критики. Иногда это связано с ограничениями производства, денежными средствами или нехваткой времени. Иногда просто нехваткой специалистов. В конце концов проекты, на которых я работаю, не мои, я работаю на клиента и получаю за это деньги. Поэтому с годами научилась находить золотую середину. Я предлагаю клиенту свои идеи, и к правкам отношусь больше как к огранке.
— Можете ли вы рассказать о своем опыте работы с различными анимационными программами и о том, какие из них вы предпочитаете использовать в своей работе?
Мои предпочтения, по-моему, уже известны многим. Это векторные программы. Toon Boom Harmony and Animate CC. Исторически эти программы были созданы для анимации стилистики cartoon, а я большой фанат. И всегда им была. Так что для меня предпочтение в программах ― это выбор стиля анимации.
Кривая обучения с Toon Boom Harmony и Animate CC может быть сложной. В зависимости от того, насколько глубоко вы хотите погрузиться в процесс, вам придется многому научиться. Достаточно легко начать делать базовую покадровую анимацию, но чтобы действительно использовать преимущества этих программ, существуют специальные техники и практики, которые определенно стоит изучить.
— Что посоветуете тем, кто только собирается связать свою жизнь с анимацией?
Главный совет для начинающих аниматоров, хмм… Главный ингредиент хорошего аниматора, это не талант. Это этика работы. Вам нужно много знать и уметь. Постоянное обучение и стремление к получению знаний ― ключевые ингредиенты успеха в этой профессии. И тогда вы сможете делать это лучше других. И тут встает вопрос…
Чем вы готовы пожертвовать, чтобы получить эти знания? И я не говорю о вузах или сертификатах. По моему мнению, это самое большое заблуждение большинства будущих аниматоров. ОЦЕНКИ НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ. А только ваши знания и умения.
Будучи аниматором, вы должен быть готовы пожертвовать временем и усилиями, чтобы учиться и совершенствоваться. Образование в университете или получение сертификатов ― это не всегда единственный путь к успеху. Важно постоянно искать новые источники информации, изучать новые техники и методы, а также анализировать работы других талантливых аниматоров.
В тот момент, когда вам кажется, что вы чему-то научились и поняли, обычно открывается что-то еще, что вам нужно узнать. Становление аниматором это постоянное взбирание по лестнице знаний, безостановочное. Это необходимо принять и наслаждаться самим процессом постоянного роста и развития.
Критическое мышление, открытость к новым идеям и технологиям и готовность к самосовершенствованию помогут вам идти в ногу со временем и оставаться востребованным профессионалом. Успех в анимации требует постоянного развития и непрерывного обучения. В конечном счете, для достижения успеха в анимации, вы должна стремиться к непрерывному обучению, развивать этику работ, быть открытыми к критике и открывать новые горизонты в творчестве анимации.
На самом деле это ключевые моменты, если вы хотите преуспеть в любой профессии, наверное.
— Большое спасибо за интервью.