«Сценарист и режиссер — ребята, которые должны стараться знать все»

«Сценарист и режиссер — ребята, которые должны стараться знать все»

24 апреля 2024
Время чтения: 11 мин.

Дима, привет! Большое спасибо тебе за выделенное время и возможность чуть глубже узнать о твоей профессиональной истории. Это чудесная возможность узнать больше о мире сценарного искусства и анимации из первых уст. Твой опыт и знания безусловно вдохновят многих, кто интересуется этой областью или уже делает в ней свои первые шаги. Давай начнем!

👉Расскажи, пожалуйста, немного о себе: где родился и вырос, чем занимался до того, как выбрал сценарное мастерство, кем, может быть, мечтал стать?

Я учился в таможенной академии, а также на менеджера международных отношений. В какой-то момент, стоя на практике в аэропорту города Ростов-на-Дону, будучи практикантом-таможенником, я понял, что мне не нравится заниматься чем-то подобным в жизни… и записался на курсы по сценаристике. Вроде бы это были польские курсы. Я ничего не понимал, но материалы, которые давали, были очень интересные) Прошел эти курсы, затем еще какие-то курсы… и в итоге нашел работу в Ростове, в геймдев студии. Одновременно с этим оказалось, что у девушки, которая училась со мной, отец работал сценаристом в мультиках на YouTube, и вот, познакомившись с ним, мы начали делать свой мультик. Так я помогал ему с его работой и одновременно работал на игровой студии, которая делала игру DOZ. Dawn of Zombies: Survival. 

👉Есть ли какие-то особенные проекты в твоей карьере, которые оказали значительное влияние на твое творческое видение?

Есть много хороших проектов, какой-то отдельный я выделить не могу. У большинства начинающих сценаристов и режиссеров есть две причины прихода в профессию:

1. Ты посмотрел какой-нибудь проект в определенном, интересном тебе, жанре. А потом оказывается, что подобных проектов больше нет, либо они сделаны хуже. И тогда ты решаешь сделать свой проект в этом жанре. 

2. Ты посмотрел какой-нибудь проект и думаешь: «А почему я до этого не додумался? Я тоже могу создать что-то классное и крутое!»

Такие же причины были у меня. 

👉Твой топ-3 самых любимых проектов?

1. Hunter x Hunter, «Стальной алхимик», Boku no Hero Academia — аниме

2. «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — фанфик, «Сказания Меекханского пограничья» — цикл произведений в жанре фэнтези

3. Titanfall 2, Cyberpunk 2077, «Ведьмак» — игры

👉Как возникла идея создать студию? Как долго ты шел от задумки до реализации?

Студию хотел создать всегда, так как всегда хочется свои проекты делать. У меня есть партнер Константин Кузнецов, мы сделали сделали студию вместе с ним.

Изначально я собирался делать все сам. Копил деньги, чтобы нанимать художников. И в этот момент, Костя, отучившись у меня на курсах, говорит: «Я хочу открыть свою студию». Я ему говорю: «Я тоже». Так слово за слово и мы открыли ее вместе.

👉Почему студия называется LETO?

Мы написали штук 50 названий, которые нам нравятся. И потом просто по одному откидывали варианты, которые нам не нравятся. И дошли до LETO. С одной стороны, нам двоим нравится лето, как время года. С другой стороны, Лето — это мать богов в греческой мифологии, она родила Аполлона и Артемиду. Было прикольно: «О, студия называется как мать богов. Будем создавать божественные проекты!».


👉На каком этапе производства находятся твои проекты?

С MMA мы на финишной прямой, чтобы начать делать первую главу. Почти все подготовительное у меня к этому есть, но нет времени, чтобы сесть и написать.

С «Масками» — Я потихонечку прописываю лор, мир и т.д. Сейчас мы стоим на 50-60%, пока не найдем лид художника.

На проект PACIFIST мы ищем лида и концепт-художника, который может рисовать мехов. С двумя договорились, но они сказали, что освободятся через 2-3 года. С точки зрения сценария и сюжета все написано, нужно только сделать. 

Также где-то через год и только при условии, что у нас получится сделать хоть мало мальски успешный проект мы начнем производство нового проекта. Это будет наполовину обучающий проект наполовину ром-ком. О клубе любителей манги и сценаристики.

Там будет несколько историй других участников в разных жанрах. Наверное, для каждого из этих авторов, я возьму кого-то из своих студентов. Но эта идея может измениться.

👉Какие трудности у тебя возникают с твоим проектом на данный момент?

Сложность 1: доделать какие-то сфокусированные кусочки. Например, в общих чертах ты уже все написал, но есть 1-2 нужных персонажа. И ты не продумал, что они должны делать, но при этом они должны вписываться в эту общую картину. Ты очень сильно сжат рамками, из-за этого бывает трудно придумать.

Сложность 2: нехватка времени. Чтобы начать сесть писать сюжет, мне нужно очень долго в него въезжать — часа 2. Плюс, на работу еще 2 часа. Выходит, нужно найти в каком-то дне минимум 4 часа, а лучше все 6. А такое бывает только раз в неделю.

Первый проект который мы делаем MMA — он у нас тестовый. Мы специально выделили на него очень мало времени. Там нет какой-то супер сильной подготовки. Мы хотим проверить то, как работает продвижение, площадки, реклама, оплаты, взаимодействие со зрителями. Не хочется тратить много сил на то, что скорее всего мы испортим. Хотя я все равно стараюсь сделать, чтобы он понравился людям.

А вот у проекта MASKS наоборот — супер сильная подготовка. Вот там прям очень много сил вложено.


👉Почему именно Япония?

Это самый большой рынок для продажи комиксов и манги. Да, наш первый проект — не совсем манга. Мы это понимаем. Но 2 и 3 проект в стиле манги. К тому же я — анимешник. Не удивительно, что анимешник приехал жить в Японию.

👉Как ты начал преподавать в Animation School?

Я изучил канал школы и соцсети, а затем написал ребятам большой документ, что я бы поменял. Ребята сказали: «Ну, раз ты такой умный, то и делай». Параллельно с этим я как раз проходил курс по сценаристике. Пришел к преподавателю с таким же документом. Он сказал: «Ну раз ты такой умный ― делай!». Вот я и сделал)

Если хотите куда-то попасть, попробуйте предложить улучшения, но только без негатива.
 

👉Какие аспекты в преподавании сценарного мастерства тебе нравятся больше всего?

1. Общение и знакомство с очень умными людьми. Иногда на курс приходят невероятно умные люди. Это очень интересно, так как с ними можно много о чем поговорить.

2. Много контента. Я люблю контент — все смотрю. А тут ты приходишь и тебе его делают, хоть и не всегда хороший, все-таки ребята учатся.

👉Есть ли у тебя какой-нибудь определенный подход к работе над сценариями?

Мы учим ребят на курсе простраивать сценарий так: сначала придумать мир, потом персонажей, потом сюжет, потом все остальное. Сам сюжет мы довольно сильно прорабатываем. Но! Мало кто в мире это делает, ибо это долго, дорого и не везде нужно. На курсах я объясняю, что мы делаем идеализированный вариант, на проектах в жизни они так делать не будут. 

Однако в своих проектах я стараюсь все же придерживаться именно такого идеализированного подхода, что есть кучу времени и сил, но надо быть честным с собой. 

👉Какой твой любимый этап в процессе создания сценария?

В конце обучения я спрашивал этот вопрос у студентов, и 50-60% студентов отвечали: «Получение денег». 

От себя же скажу: создание мира, продумывание предыстории и продумывание самого экшена внутри действия.

👉Какой твой НЕлюбимый этап?

Ненавижу писать диалоги и ненавижу детально прописывать сюжет. Очень сильно волнуюсь. Каждый раз думаешь, что получается отвратительно и много раз поправляешь.

👉Какие личные качества на твой взгляд важны для сценариста?

1. Насмотренность. Не надейтесь, что вы сможете выдумать все из головы. Иначе, скорее всего, вы будете выдумывать то, что очень шаблонно. 

2. Логичность. «Тут Дима многозначительно на нас посмотрел и вздохнул, мы решили это передать вам в прямом виде».

3. Социальная адекватность. 

👉У тебя есть список книг, по которым можно развивать характер персонажа?

Нормальных книг по написанию персонажа — почти нет. Есть какие-то наработки от разных авторов, которые почти все выступают как пособия от разных людей в большей степени передающие именно их жизненный опыт и их личностные не всегда объективные выводы, которые я всегда прошу делить на два. И самый частый совет, для работы с базовой сценаристикой взять 3-5 книг и читать сравнивая их.

А по психологии персонажа. Лучше взять какую-нибудь фундаментальную книгу по психологии, получить психологическую базу, а после этого переходить на конкретную психологию в зависимости от вашего персонажа. 

👉На курсе посвящено время на психологию персонажей? 

В большом блоке на это уделяется два с половиной месяца. Также мы сейчас делаем двухмесячный курс по психологии с профессиональным психотерапевтом. Сценаристам будет полезно узнать основы. А люди с творческой профессией узнают, как не выгорать.

👉Можно испортить историю, если персонаж не интересный?

В последнее время, чаще всего, персонажа запарывают даже не в психологии, не в портрете персонажа, а просто в логике. Многие не следят за логикой в действиях персонажа и не следят за логикой в его предыстории. А до психологии вообще доходит мало кто.

Простая логика в действиях тоже очень сильно у многих хромает:

Персонаж подходит к книжным полкам, уходящих вверх на несколько метров. Видит нужную ему книгу. В этом моменте автор хочет сделать забавную ситуацию и думает только об этом. И он говорит: 

— Мой персонаж полез наверх по полкам, сорвался и упал. Книжки попадали. Спрашиваешь: 

— А если бы там был ты, то полез бы наверх? 

— Нет…

— Почему персонаж тогда полез? Учитывая его характер, он может такое сделать?

— Нет, это спокойная и милая девушка…

— А почему она тогда полезла? А остальные люди что делают в подобных ситуациях? — Ну, в библиотеках с высокими полками есть лестницы…

— Почему она тогда не взяла лестницу?

— А правда… 

Ты должен продумать предысторию, продумать мир. Без этого до психологии ты не доберешься. 

Но портит ли это историю — не обязательно, ведь не всегда в центре истории характеры персонажей и не всегда целевая аудитория любит произведение именно за это.
 

👉Какой жанр подходит для начала обучения?

Никакой, в том-то и дело. 

В начале обучения лучше воспринимать жанры, как теги для зрителей. А потом, когда ты отучишься, поймешь базу и строение произведения в целом, то тогда можно будет подумать о том, чтобы залезть в каждый из подотделов. Узнать то, чем они уникальны, чем выделяются, какие инструменты используются в них. 

Но прям все изучать не обязательно. Лучше начинать изучать конкретный жанр тогда, когда понадобится. 

👉На курсе студенты будут изучать тонкости каждого жанра или только того, который выберут? 

На прямую жанровые инструменты мы не будем затрагивать. Но при этом, на самом курсе, у многих будут истории в разных жанрах и я буду объяснять, как с ними работать.

При желании вы можете спросить у меня что угодно. В этом плане я не ограничиваю студентов. Например недавно мы разбирали то, как работают акцизы в разных странах.

👉А если студент приходит без идеи?

Это будет идеально. Если студент приходит со своей идеей, то на первых 4-5 месяцах я прошу ее не брать. Потому что у него не получится, он же только учится и первые блины всегда комом. Он начнет ее править, устанет и в итоге у него появится куча негатива. Ожидания от истории не оправдаются. Поэтому свою любимую хорошую идею лучше придержать. 

👉В чем различие между написанием сценариев для анимации и кино?

Глобально мы отвечаем в этом видео.

👉Если говорить именно сценарии, то есть три подхода к написанию сценария:

1. Написать стандартную «американку» (формат сценарной записи, в котором кратко описывают действия персонажей) и надеяться на хорошую работу раскадровщика, режиссера и аниматоров. Ведь там, та же сцена боя будет звучать примерно так «Они дерутся там-то, примерно так-то и тем-то это закончится»

2. Создать ориентированный на сториборд проект, в котором нет сценария, но есть раскадровщик, имеющий навыки в сценаристике. И он уже все нарисует сам.

3. Сделать режиссерский анимационный сценарий, предполагающий объемное описание всего. В нем много текста объясняющего все детали, бывает такое, что текст заменяется на референсы или кусочки раскадровки. Затем этот материал отдают раскадровщику.

Но подробный вид  прописывания нужен редко, только на каких-то прям сложных проектах. Все три вида мы проходим на большом курсе. 

👉Какие у тебя планы на будущее в сфере сценаристики?

Выпустить проекты. У нас есть историй 10, которые тоже хочется рассказать. Еще хотелось бы попробовать себя в других медиа. Вернуться к играм. Но это просто хотелочки, точный план: заниматься студией и проектами.

👉Что посоветуешь новичкам, которые только задумываются над тем, чтобы пойти в сценаристику?

У нас есть бесплатный курс. Попробуйте пройти его. А после напишите мне в личные сообщения о том, какой у вас результат. Я вам помогу, что-нибудь подскажу)

Не забывайте про насмотренность и помните, что если вы начинаете учиться сценаристике или режиссуре, то вы должны учиться еще чему-нибудь. Сценарист и режиссер — ребята, которые должны стараться знать все. Найдите какое-нибудь учебное хобби, меняйте хобби. Вам это поможет не просто развивать кругозор, но и не перегореть.

Приходите на «Базовый курс по сценарному мастерству и режиссуре» к Диме и научитесь всем тонкостям профессии сценариста у профессионала!


Интервью взяла Мария Бескоровайная

Больше мы разбираем
эту тему на курсах